Інфармацыйная гадзіна «Электрамабіль – аўтамабіль будучыні»
У наш час амаль кожная сям'я мае аўтамабіль. Без яго людзі не ўяўляюць сваё жыццё. Сем'і нашага класа і настаўнікі нашай школы не выключэнне. І ўжо нават у нашым параўнальна невялікім горадзе Рагачове ў гадзіну пік можна трапіць у невялікі "корак". А ці задумваліся вы, чаму спыніўшыся летам сярод дзясятка аўтамашын, кіроўцы просяць пасажыраў не адчыняць акно? Правільна. Уся справа ў шкодзе выхлапных газаў. Цікава, а ці існуюць "бясшкодныя" для навакольнага асяроддзя аўтамабілі? Або іх яшчэ не вынайшлі? Цалкам дакладна, такія аўтамабілі ўжо існуюць. Іх называюць электрамабілямі.
Отдел образования Рогачёвского райисполкома
Великокрушиновский ясли-сад–базовая школа
Информационный час
«Электромобиль – автомобиль будущего»
Классный руководитель 9-го класса
Бич В. И.
Великая Крушиновка
24.12.2020
Введение
В наше время почти каждая семья имеет автомобиль. Без него люди не представляют свою жизнь. Семьи нашего класса и учителя нашей школы не исключение. И уже даже в нашем сравнительно небольшом городе Рогачёве в час пик можно попасть в небольшую «пробку». А задумывались ли вы, почему остановившись летом среди десятка автомашин, водители просят пассажиров не открывать окно? Правильно. Всё дело во вреде выхлопных газов. Интересно, а существуют ли «безвредные» для окружающей среды автомобили? Или их еще не изобрели? Совершенно верно, такие автомобили уже существуют. Их называют электромобилями.
Цель информационного часа:
узнать, как работает электромобиль.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей создания электромобилей;
- изучить устройство электрического двигателя;
- попробовать собрать электрический двигатель своими руками.
Электромобиль – история создания
В Интернете можно прочитать, что электромобиль приводится в движение одним или несколькими электрическими двигателями. Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Первый электромобиль был создан в 1841 году и похож на тележку с электромотором. В Санкт-Петербурге в 1899 году был создан первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров. Его создателем стал Ипполит Романов. Экипаж мог поместить двух пассажиров и имел четыре колеса, передние колёса по диаметру были больше задних. На первом электромобиле использовался свинцовый аккумулятор. Он требовал подзарядки каждые 60 вёрст (~64 километра). Мощность автомобиля была небольшой, всего 4 лошадиные силы.
Это были прародители современных троллейбусов. Однако Романов не смог найти денег на дальнейшие разработки, поэтому дело не получило развитие.
В первой четверти XX века на улицах стали появляться электромобили и автомобили с паровой машиной. В то время в США 38% автомобилей имели электрические двигатели, 40% – паровые, 22%1 – бензиновые. Очень много было грузовых электромобилей, а также электробусов.
Вновь интерес к электромобилям начался в 1960-е годы из-за экологических проблем автотранспорта, а в 1970-е годы и из-за резкого роста стоимости топлива в результате энергетических кризисов.
В последние годы увеличилась цена на нефть, и электромобили вновь стали набирать популярность. В 2008 году TeslaMotors 1 – американская автомобильная компания начала выпуск спортивного электромобиля, не уступавшего по ходовым качествам обычным автомобилям.
В России опытная эксплуатация электромобилей началась в 2007 году в городе Москва. По распоряжению мэра Москвы в 2007 г. в городе было закуплено 8 малотоннажных грузовиков и 2 автобуса. По итогам опытной эксплуатации техники Департамент транспорта и связи Москвы представил на рассмотрение правительства Москвы
проект распорядительного документа по использованию электромобильной техники для обеспечения внутригородских грузовых и пассажирских перевозок. В 2012 году в серию запущен электромобиль EL Lada по инициативе министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края. Этот проект стал первым в России по использованию электромобиля в пассажирских перевозках.
Устройство электрического двигателя
Как работает электрический двигатель?
С этим вопросом мы обратились к учителю физики Ермольчику В. М.
Он рассказал, какие процессы протекают в системе работы электрического двигателя. Работает электродвигатель на постоянном токе (от батарейки). Ток проходит по рамке между полюсами магнита. Электрические заряды внутри магнитного поля называют электрическим током. Электрический ток проходит по металлическому проводнику или выполненной из него катушке.
Эксперимент
А можно ли в домашних условиях создать настоящий электрический
двигатель? Ответ: да.
Нам понадобится кольцо из проволоки. С помощью ножниц мы очистим от изоляции 3-4 см каждого конца проволоки. Возьмём пластмассовый стаканчик и перевернём его вверх дном. На верхнюю часть поместим дисковый магнит. Придерживая его пальцем, внутрь стакана поместим второй дисковый магнит, чтобы он примагнитился к первому. Возьмём 2 металлические скрепки и поместим проволочное кольцо над магнитами. С помощью магнитов «крокодил» присоединим к ножкам каждой скрепки две проволоки. Противоположные концы проволоки соединим с клеммами батарейки. Если дотронуться до проволочного кольца, оно придет в движение и продолжит это движение без дальнейших усилий. Это простейший электрический двигатель. Вращение проволочного кольца обусловлено взаимодействием магнитного и электрического полей. В вертикальном положении оголенные концы кольца замыкают электрическую цепь. По цепи проходит ток, он создает магнитное поле. Кроме того, на кольцо действует магнитное поле двух дисковых магнитов. Взаимодействие магнитных полей проволочного кольца и магнитов создает силу, которая заставляет кольцо сделать двигаться.
В ряде конструкций электромобилей используется несколько электродвигателей, которые приводят отдельные колеса в движение, что значительно повышают тяговую мощность транспортного средства.
Вывод
В ходе эксперимента мы увидели, что простота конструкции электродвигателя даёт большие преимущества в использовании электромобилей в будущем.
Заключение
Широкое использование электромобилей в будущем имеет большие преимущества:
- более высокая экологичностьввиду отсутствия необходимости применения нефтяного топлива, простота конструкции электродвигателя;
- меньший шум за счёт меньшего количества движимых частей и механических передач;
- высокая плавность хода с широким интервалом изменения частоты вращения вала двигателя.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что автомобиль «будущего» полностью соответствует потребностям человека и сохранению экологически чистой окружающей среды. И чем быстрее эти модели запустят в производство, тем комфортнее станет жизнь всем на планете Земля.