Да чаго прыводзіць дзіцячая свавольства з агнём?
Адной з прычын узнікнення пажараў з'яўляецца Дзіцячая свавольства з агнём. На жаль, лічбы статыстыкі жорсткія і няўмольныя. Не тэрыторыі Гомельскай вобласці ў 2021 годзе загінулі два дзіцяці, на сённяшні дзень 2022 года – адно дзіця ў горадзе Жлобіне, а ў разрэзе Рэспублікі – 4 дзіцяці. У нашым раёне з-за дзіцячага свавольствы з агнём адбыліся 4 пажары, на шчасце, гібелі дзяцей не дапушчана.
К чему приводит детская шалость с огнём?
Одной из причин возникновения пожаров является детская шалость с огнём. Увы, цифры статистики жестки и неумолимы. Не территории Гомельской области в 2021 году погибли два ребёнка, на сегодняшний день 2022 года – один ребёнок в городе Жлобине, а в разрезе республики – 4 ребёнка. В нашем районе из-за детской шалости с огнём произошли 4 пожара, к счастью, гибели детей не допущено.
Почему происходят пожары по причине детской шалости с огнём? Рассматривая каждый случай гибели ребёнка, понимаешь, что трагедиям сопутствовали обыкновенные житейские обстоятельства – родители ушли на работу, в магазин, к соседям, или занимались во дворе хозяйственными делами. Другими словами, дети оставались без присмотра. А далее непоправимый и жестокий итог родительской халатности: гибель ребёнка.
Дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда ребёнок остаётся один. И нельзя быть уверенным, что ребёнок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется работой бытовой техники, которой достаточно в каждой квартире.
Поэтому, прежде чем уйти из дома, необходимо поручить наблюдение за ребёнком старшим детям или кому-нибудь из взрослых. Чтобы ребёнок не скучал, следует дать ему какое-нибудь задание: подсказать тему игры, подобрать нужные игрушки. Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не смогут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу. Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать детей в горящей комнате – дело нелёгкое.
Навыки осторожного обращения с огнём необходимо воспитывать у детей, начиная с 4-5 летнего возраста. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре, как о тяжёлом бедствии для людей.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, особенно мальчики, любят применять в играх спички и огнеопасные предметы. У детей отсутствует жизненный опыт, соответственно они не могут предвидеть последствий своих действий. Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Места для разведения костра подбирают около стогов сена. Пока огонь небольшой ребёнок наблюдает за происходящим, как только огонь принимает устрашающие размеры, а происходит это в течение нескольких минут, естественной реакцией является испуг, а потом стремление спрятаться. Боясь родительского гнева и наказания, некоторые дети убегают и прячутся в другом месте. Большинство же, закрыв лицо руками от страха, навсегда остаются в огненном капкане.
Дети страдают от огня из-за своей неподготовленности. Ребёнок не знает, как себя вести в случае возникновения пожара, как действовать, у кого просить помощи и главное, как спастись. И в этом в первую очередь виноваты взрослые. Правильное воспитание детей в семье, привитие им навыков осторожного обращения с огнём, организация их досуга являются залогом предупреждения пожаров и предотвращают детский травматизм. Правилам безопасного обращения с огнём детей нужно обучать, а не просто говорить, что можно, а чего нельзя. К сожалению, в семье обучение детей мерам пожарной безопасности чаще всего ограничивается запрещающими окриками: «Не трогай спички, положи коробок на место!», «Электроплитку не включай!», «Не подходи к газовой плите!». А ведь детям в повседневной жизни приходится, и это вполне естественно, пользоваться газовыми и электроплитами, другими электроприборами (телевизором, утюгом и т.д.), – всем тем, что способно вызвать пожар. Поэтому, общаясь с детьми, упор нужно делать не на запретах, а на разъяснениях.
Где и как ребёнок проводит свой досуг, с кем он дружит, какими играми увлекается – эти вопросы должны быть предметом постоянного внимания родителей.
Воспитание иммунитета личной безопасности у ребёнка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно. Учёба не пройдёт в пустую, если учитывать особенности детской психологии и индивидуальные особенности ребёнка, объяснять и показывать на примерах, играх, фильмах (мультфильмах), картинках и реальных жизненных ситуациях.
Объясните, для чего предназначен тот или иной прибор, как правильно им пользоваться, какие меры предосторожности при этом соблюдать. Расскажите, что при неправильном использовании, этот прибор может вызвать пожар.
Ещё раз обращаем внимание родителей на то, что детей нужно не просто «беречь от огня»: не оставлять их одних без присмотра, не разрешать им баловаться со спичками и электроприборами. Необходимо обучать детей правилам обращения с источниками огня и действиям в случае пожара.
Меры по предупреждению пожаров от шалости детей:
- не оставляйте на виду спички, зажигалки и не позволяйте детям покупать спички, сигареты;
- следите за времяпрепровождением детей и не оставляйте детей без присмотра;
- не доверяйте маленьким детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами, пользоваться газовыми приборами;
- выучите с ребёнком наш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения;
- возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребёнку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.
Уважаемые родители! Позаботьтесь о своих детях – постарайтесь организовать их досуг, особенно, в летний период. Учите их правилам безопасного поведения. У детей должно быть счастливое детство! И именно вы, в первую очередь, ответственны за это.